Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)
Одним из самых известных и востребованных художников периода «позолоченного века» в США, является Луис Комфорт Тиффани, сын Чарльза Луиса Тиффани, основателя знаменитой ювелирной компании «Тиффани и Ко.» в Нью-Йорке. Он был настоящим провидцем и одним из самых оригинальных, творческих и влиятельных дизайнеров этого периода. Он также считается одним из первых промышленных дизайнеров, совмещающий изобразительное искусство и функциональной полезности в различных своих творениях, которые сегодня знают, ценят и собирают по всему миру. Тиффани был трудолюбивый экспериментатор, одержимый совершенством и превосходством. Карьера Тиффани растягивается более чем на полвека, с 1870 до середины 1920-х годов. Он обладал природным талантом в многочисленных областях искусства. В начале своей карьеры Тиффани был одаренным художником, а также архитектором. В своих работах он использовал разнообразные материалы, включая эмали, декоративные бронзы, керамики, серебро, дерево и кованое железо, чтобы производить все: от распятия и канделябров до более прозаических предметов, таких как письменные приборы, часы и рамы для картин.
Тиффани известен во всем мире как художник стекла. Стекло было средой, в которой он преуспел, и открыл безграничные возможности для творчества, что позволило ему оптимально реализовать свои эстетические идеи. Под его непосредственным руководством, ремесленники в своих студиях выпустили тысячи витражей и ламп, столовых приборов, мозаик и самых роскошных стеклянных украшений.
В начале своей карьеры (1881) он сотрудничал с тремя дизайнерами из Ассоциации художников - Самуэлем Колманом (1832 - 1920), Лок-вудом де Форестом III (1869 - 1949) и Кэндасом Уилером. С 1881 по 1882 год они вместе занимались оформлением резиденции писателя Марка Твена в Хартфорде (Коннектикут), а также особняков на Пятой авеню в Нью-Йорке, принадлежащих Огдену Гулету и Корнелиусу Ван-дербильту. Эклектичное сочетание восточных (японских, китайских, мавританских и индийских) мотивов с итальянским Ренессансом стало визитной карточкой художников. На протяжении всей жизни Тиффани с большим вниманием относился к процессу производства стекла, профессионально разбираясь в этой области. Во многом благодаря этому трехмерные изображения на витражах и гармоничное сочетание цветов распространялось не только на монументальные витражи, но и на небольшие декоративные предметы. Как упоминалось ранее, для создания эффекта «драпировочного» стекла его специально тянули и скручивали до того, как оно остывало, чтобы получить имитацию скульптурных складок.
Тиффани разрабатывал эскизы пейзажных витражей; один из них украшает Первую пресвитерианскую церковь в Бруклин Хайтс в Нью-Йорке. Он был установлен в 1901 году в качестве центра религиозной композиции храма. Свет, проникающий через радужное стекло, как бы омывает нарисованный пейзаж божественным сиянием.
Во втором десятилетии XX века интерес к радужному стеклу стал снижаться, появились такие новые направления, как ар деко и «Прикладное искусство». Второе готическое возрождение, начавшееся в Америке в 1910 году, преодолело средневековое представление о цветном стекле как о материале исключительно для оконных проемов. Витражи стали более художественными и актуальными. Кроме того, отошло в историю мнение, что витраж - это обязательно расписанное стекло; теперь композиции составлялись из фрагментов цветного стекла. К сожалению, когда в моду вошли более простые художественные формы, фирма не смогла обновить свой стиль. В 1932 году они обанкротились, а на следующий год Тиффани скончался в возрасте 84 лет.
Техника Тиффани
Использовавшиеся в течение многих веков свинцовые прутья, которые соединяли стекла между собой, казались Тиффани очень грубыми. Тиффани нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам, это медные полоски, вырезанные из металлического листа. Медные полоски приклеивались к стеклу пчелиным воском, после чего спаивались между собой при помощи олова. Благодаря такой технике стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Изначально такая техника применялась для создания ламповых абажуров, и только позже для витражей.
Изобретенный Тиффани способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, произвели революцию в художественном стеклоделии. Техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.