История

От истоков до современности

Каждый витраж - это произведение искусства, созданное в рамках художественной системы своего времени. В эстетической системе XII века акцент делался на внешнюю сторону изображения, все образы были двухплановыми: общее настроение ощущение строгой божественной силы. Вместе с развитием искусства работы по металлу в XII веке появлялись витражи различной текстуры. Мастера использовали различные сочетания цветов и образов, чтобы создать новую орнаментальную систему. В ранних витражах боковые украшения, обрамления отдельных сцен и связующие соседние витражи декоративные элементы были столь же важны, как и образы, которые они окружали. Было установлено, что такая тенденция существовала не только в отношении стекла, но и в кузнечных изделиях, и в манускриптах. В XV веке было сделано очень многое для развития искусства витража: новые образцы устанавливались в церквах, старые обновлялись и реконструировались. В таких городах, как Кёльн и Нюрнберг, Антверпен и Левен, строились новые монастыри, приглашавшие художников для разработки эскизов витражей. Каждая из четырех стен монастыря могла быть украшена разноцветными окнами, а под ними размещались расписанные панно на нескольких уровнях, не меньше трех к каждому окну. Принцип заполнения пространства витража в тот период основывался на ступенчатом расположении сюжетов сверху вниз. При этом традиционные отдельные и групповые изображения святых оставались в художественной системе. Большая часть витражного наследия позднего Средневековья составляют великолепные и тематически усложненные монастырские витражи. Например, витражный комплекс монастыря Святой Цецилии в Кёльне, монастырей Альтенберга, Мари-анвальда, Штайнфельда на Рейне, а также дома призрения в Левене в Бельгии. Витражи, как правило, основывались на таких иллюстрированных источниках, как «Biblia pauperum» («Папская Библия») или «Speculum humanae salvationis» («Как спастись духовно»). Это были популярные книги духовного содержания, которые в доступной форме объясняли догматы христианства, сравнивая сюжеты Нового и Старого Заветов. Художники не копировали книжные гравюры слепо, они лишь отталкивались от них и создавали собственные интерпретации. Поясные фигуры пророков часто изображались со свитками откровений в руках, причем на самих свитках можно было прочитать фрагменты предсказаний. Нижние панели могли также содержать определенное послание. Так, на одной картине из Нидерландов примерно 1,2 х 1 метр изображены Бог-Отец и Бог-Сын во славе, благословляющие письмена своих пророков Соломона и Давида. В руках пророков - свитки с латинским текстом, которые ассоциируются с каждым из них. На свитке Соломона, которому приписывают создание «Песни песней», написано: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» (Кантата 5:1). А Давид-псалмопевец держит свиток с надписью, восхваляющей причастность Господню: «И поющие, и играющие - все источники мои в тебе» (Псалом 86:7). На классическом витраже позднего Средневековья фигуры покровителей размещались в нижней части, образы Нового Завета в центре, а Ветхого - наверху. Каждый образ самодостаточен, являясь при этом частью общей композиции. Обрамляющие витражи, выполняющие функции пилястров, как бы выдвигались из-за каменных косяков, создавая подобие занавеса за авансценой. Витражи оттеняли фигуры на заднем плане, и создавалось впечатление, что действие происходит в монастырском саду. Одной из самых популярных мастерских в тот период была мастерская Святой Цецилии. Они изготовили знаменитые витражные панно для одноименного монастыря, который был разрушен. Но некоторые витражи сохранились и установлены в капелле Святого Причастия в Кёль соборе. Копии витражей Святой Цецилии украшают несколько американских и английских музейных коллекций. Оригиналы были изготовлены в Северной Германии. Две панели украшают собор Святой Троицы в Кливленде в Огайо - «Солдаты вбивают гвозди в тело Спасителя» и «Погребение». Сходство изобразительных тенденций XV столетия заставило ученых пересмотреть свои предположения относительно заказного искусства и развития знаковых стилей. Главным в витражной живописи данного периода было отметить творческую индивидуальность художника, картины которого могут служить материалом для анализа эпохи исследователями следующих поколений. Все стекольные мастерские были организованы не вполне так, как описывается в различных монографиях. Не всегда в основе лежало функциональное разделение: как правило, одни и те же мастера могли выполнять различные части работы. Во всех западноевропейских странах в эпоху Возрождения витражи составляли значительную часть культурного наследия. В этот период центральную роль в политической и общественной жизни стали играть крупные города. Административные чиновники получили небывалый вес в обществе и начали заниматься меценатством, а искусство стало своего рода показателем личного престижа. Художники стремились привлечь богатых покровителей и разрабатывали новую технику, все больше используя перспективу и трехмерное пространство на картине. Мастера витражей также участвовали в этом процессе. Начиная с конца XV века вплоть до 1550-х годов в Западной Европе, а в Бельгии и Голландии - до конца XVII века, продолжалось строительство зданий с витражами в качестве основного украшения. Монастыри привлекали художников для создания витражей для своих церквей, к соборам пристраивались дополнительные капеллы. Богатые прихожане финансировали строительство и реконструкцию приходских церквей. Для всех этих зданий требовались выразительные, красочные и реалистичные витражи. В конце XIX века наступил новый этап в истории цветного стекла. Ранее оно использовалось для украшения оконных проемов, теперь же оно применялось повсеместно: для изготовления декоративных ламп и светильников, окон в крыше или боковых окон в храмах и светских постройках. Изначально крупноформатное стекло в Америке было актуально благодаря современным стилизованным постройкам. Кроме того, в США существовала давняя традиция изготовления ваз и других стеклянных сосудов - первых изделий «Стеклянной компании Сэндвич» из города Сэндвич в Массачусетсе до фасеточного и травленого стекла конца XIX века. Фирма Тиффани, самая авторитетная студия своего времени, также занималась изготовлением абажуров, литых и дутых ваз и составлением витражей. Фактура стекла для разных изделий совпадала: разнообразные, извилистые формы, молочные оттенки и жемчужный блеск. Выпуклые трехмерные изображения, характерные для витражей позднего времени, перешли на более мелкие изделия. Все чаще стали использовать смежные техники резьбы и гравировки, радужное стекло получило второе рождение. Необычные цветовые решения и декоративность позволили использовать радужное стекло не только для заполнения широких пространств, но и для изготовления небольших предметов - люстр, настольных ламп и ваз. «Искусство витража. От истоков к современности» - подробное исследование процесса становления искусства витража в сопровождении прекрасных цветных иллюстраций. Автор стремится выделить и описать все значимые периоды в истории витражей, исследовать источники их возникновения, процесс изготовления, символизм и историко-культурный контекст. Искусство витража - хрупкое и в то же время монументальное. Содержание и цветовое решение того или иного окна полностью зависело от желания заказчика. Оно совмещает в себе функции декоративного и архитектурного элемента, а также полотна, требующего изысканной росписи. Исследуя все ступени развития этого вида искусства, можно проследить важные исторические и социальные изменения в культуре и обществе. На витражах могли изображать покровителей, знатных людей, членов королевской семьи, ангелов и святых в Средние века, героев в период Реформации и Возрождения, и всегда окна являются сокровищем и культурным достоянием, отражением религиозной и социальной системы европейской цивилизации. Во все времена витражные окна украшали «популярные образы». Создание витража требовало больших затрат, поэтому средства выдавались с тем условием, что образы будут значимыми и важными в культурном отношении. Каждый человек, увидевший этот витраж, должен выйти за пределы современной ему эпохи и познать эзотерическое послание образов. В Средние века самой важной была библейская тема: художники изображали сюжеты из жизни святых праведников, картины богослужения. Религиозный символизм, отличавший витражи этого периода, достаточно труден для понимания. В XIX и вначале XX века мастера ориентируются на современные культурные ценности. Они находят сюжеты для витражных полотен в музеях; так появляется феномен Нового времени- перенесение картин эпохи Ренессанса и барокко на витражное стекло. С течением времени появились все более недорогие способы печати, в частности использовались железные и деревянные клише, развивалось искусство фотографии, и образы классического искусства обрели новых ценителей. Творения великих мастеров древности можно было увидеть в различных изданиях учебной и религиозно-нравственной направленности. Иллюстрированные книги и отпечатанные гравюры сыграли важнейшую роль в долгом процессе популяризации классического искусства. Теперь репродукции величайших картин могли увидеть не только гости и хозяева роскошных особняков, но и учащиеся деревенской воскресной школы. Так, например, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля была помещена на обложку книги Соломона Райнаха, исследователя классического искусства (1907, Париж). Та же картина украшает книгу преподобного Генри Дидона «Иисус Христос, личность Спасителя, Дух и Назначение» (1891, Нью-Йорк). Творения средневековых мастеров вдохновляли художников Нового времени на создание алтарей, фресок и декоративных витражей. Для всех верующих опыт личного ознакомления с сакральными предметами искусства дополнился общественным опытом: яркие репродукции были перенесены художниками на витражи, фрески и настенные полотна. В нашу эпоху массовой культуры такая популяризация известных образов на камне, бумаге и стекле позволила объединить все слои общества в едином культурном пространстве. Многие такие репродукции хранятся в Музее Виктории и Альберта. Он был основан в 1851 году после международной выставки в Лондоне. Специально для выставки архитектором Джозефом Пэкстоном был построен «Хрустальный дворец» из стекла и стали. Восхищенная публика любовалась экспонатами, собранными по всему миру. В 1852 году государство выделило 12 акров земли земли в Кенсингтоне, чтобы разместить оставшиеся экспонаты выставки. Самые известные студии и художники выполняли заказы по изготовлению витражей. Например, Джон Ла Фарж в 1888 году создал свою витражную картину « Введение в храм», посвященную Джулии для церкви Святой Троицы в Бостоне. Эту картину попросили выполнить ее муж Чарльз Мак-Ким был партнером крупнейшего архитектурного бюро «Мак-Ким, Мид и Уайт», которое осуществляло все самые значимые проекты города в конце XIX века, в том числе строительство бостонской публичной библиотеки. На центральной части окна мы видим репродукцию картины Тициана. Студия Тиффани постоянно удивляет своих заказчиков разнообразием сюжетов для витражей. Признанными мастерами Высокого Возрождения, как известно, являются Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Картина Рафаэля 1518 года «Архангел Михаил, поражающий Сатану» легла в основу алтарного витража епископальной церкви Святого Михаила в Чарльстоне. Эта церковь по праву считается одним из самых красивых зданий на территории американских колоний. Витраж по картине Рафаэля был показан на выставке в Нью-Йорке в 1893 году. Традиционно люди, изображенные на средневековых витражах, должны были быть представителями высшего сословия. В XIX веке известная привилегированность сохраняется, так как на витражах увековечивали заслуженных деятелей, таких как Уитмен и Бриммер в Гарварде, но социальное положение уже не было на первом месте. Долгое время церковь сохраняла полную автономность благодаря своим земельным владениям. Но после Реформации ситуация изменилась, и прихожане стали основным источником экономического развития церкви. Витражи имеют эстетическую функцию, а также содержат политические и религиозные догмы современности. Если мы оглянемся назад на всю историю витражей, то увидим, что красота и важность витражей передается через особый выбор образного ряда и местоположения. Драгоценные материалы в Средневековье, альтернативные материалы в настоящее время- все они образовывали неповторимость витражных окон, создавали их мистическое сияние, связывающее прошлое и настоящее в неразрывную цепь. Как правило, витраж не играет ведущей роли при строительстве здания, а является декоративным дополнением. Но иногда он имеет функциональную нагрузку: видоизменяет проходящий через него свет и за счет этого организует внутреннее пространство здания. Развитие витража приходится на Средние века, когда основным заказчиком была церковь. Постепенно совершенствовались архитектурные конструкции, а вместе с ними и витражи становились больше и доступнее, их уже можно было встретить и в приходских церквах, и в величественных храмах. Огромные стеклянные полотна внушали восхищение и благоговение. Нет точных сведений о том, где впервые был сделан витраж. Кусочки дутого и литого стекла использовались в архитектуре еще в Древнем Риме; в записях авторов V века встречаются упоминания о цветных стеклах на окнах. В древности стекла укреплялись деревянными рамками или же скреплялись между собой шпаклевкой или штукатуркой. Но каждый элемент должен был быть независимым, поэтому формы витражей были ограничены. Нет точных сведений, когда и где впервые для скрепления частей витража были использованы свинцовые нити. Это открытие было уникальным, поскольку тягучесть свинца позволяла художникам варьировать формы витражей и давала свободу творческого самовыражения. В результате раскопок в местечке Ярроу в северной Англии были обнаружены свинцовые нити и некрашеные кусочки стекла различной формы. Витраж обычно изготавливается под определенное помещение с учетом специфики освещения и предполагаемой аудитории. Производство витражных стекол является дорогостоящим и поэтому задача каждого человека- способствовать сохранению уникальных примеров витражного искусства, которые являются мировой культурной ценностью. В древности многие люди считали, что разноцветные стекла можно получить, сплавив драгоценные минералы. Современные ученые никак не могут объяснить следующие факты: предположительно на Африканском континенте при археологических раскопках найдены уникальные, до сих пор не известные, методы контроля над стеклом. Найденные материалы производят впечатление художественной «лепки» стекла (на образцах были обнаружены отпечатки пальцев). Эти факты поставили ученых в тупик… В теплых водах Барьерного рифа Австралии местный рыбак в 1983 году при погружении с аквалангом обнаружил удивительную находку: маленький фрагмент , размером 10 на 12 см, очень похожий на стекло, в котором присутствовал весь цветовой спектр. Ученые определили, что данный материал не подвергался спеканию. а Примерно в I-II вв. до н.э. в одном из китайских монастырей Тибета, местные жители находили объемные, спекшиеся массы (предположительно результат извержения вулканов), найденные минералы восхищают творением красок и красотой образа. В основном все находки утеряны, но некоторые до сих пор находятся в частных коллекциях. Витражное искусство с момента своего зарождения до современности прошло многовековой путь. Предположительно появление стекла относят к IV тыс. до н.э.: в Древнем Египте и Передней Азии стекловидной непрозрачной глазурью покрывали облицовочные плитки, бусины, сосуды. Изделия домашнего обихода изготовляли не только из глины и металла, но и из стекла – методом литья в форму. В I тыс. до н.э. было сделано открытие, в корне поменявшее историю стеклоделия: предположительно в Сибири была изобретена стеклодувная трубка, благодаря которой появилась возможность изготавливать полые сосуды методом выдувания, а позже – и плоское оконное стекло. Стеклоделие с этого момента стало развиваться невероятно быстрыми темпами. Многие народы Европы и Азии украшали оконные проемы, вставляя в них каменные пластины, деревянные и металлические решетки, ячейки которых либо оставляли пустыми, либо заполняли тонкими пластинами мрамора, бумагой или стеклом. В Европе наиболее ранние находки витражей в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа, обнаружены в соборе Сан - Витале в Равенне, они относятся к VI в.н.э.. Пластинки одноцветного или бесцветного стекла образовывали в раме орнаментальный узор, отчетливо читающийся на просвет благодаря свинцовой проволоке, охватывающей пластины по контуру и соединяющей их между собой. Это – самая древняя разновидность витражной техники – мозаичная. Писать на оконных стеклах красками стали позже: самым старым расписным витражом считается фрагмент головы Христа, датируемый IX-X- вв., из монастыря Лорш на Рейне (Германия), который обнаружили при археологических раскопках. Самые древние фигуративные витражи сохранились в Аугсбургском соборе (Германия). Расцвет искусства витража начался в середине XII в. К этому времени относится трактат германского монаха Теофила , в котором он подробно описывает процесс создания витражного окна. Описанный монахом Теофилом метод изготовления витражей мало отличается от современного. Этапы производимых работ остались те же, а вот инструменты усовершенствовались. В Европе плоское стекло изготавливали следующим способом. Стеклянные пластинки имели неравномерную толщину и бугристую шероховатую поверхность. Дефекты стекла, видимые внутри него воздушные пузырьки и крупицы не расплавившегося песка создавали эффект бракованного стекла. Но оказалось «погрешности» непредсказуемо преломляют, рассеивают падающий свет, усиливая «звучание» цвета и придавая витражу вид сверкающего драгоценного украшения. В период раннего Средневековья витражи собирали из стекол чистых насыщенных цветов: наиболее распространенными были синий, желтый, красный, зеленый, пурпурный, белый, а также их оттенки. Для получения более тонкой цветовой гаммы использовалось многослойное стекло: на пластинку стекла одного цвета накладывали стекло другого цвета, отдельные участки наложенного слоя обтачивались до тех пор, пока не проявится предыдущий слой. Для максимальной эффективности мастера средневековья накладывали до 48 слоев. Предположительно, в витражах Шартрского собора обнаружены участки, состоящие из 27 чередующихся красных и бесцветных слоев стекла. К XIV веку в развитии стеклоделия произошли колоссальные перемены: мастера научились более качественно изготовлять бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная ойка стекол стала крупнее, в результат многие части изображений «освободились» от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Стекло в Древней Руси вплоть до XVIII в. Для окон использовалось мало. Стеклянные окна были предназначены в первую очередь для каменных сооружений .Первый каменный храм – Десятинная церковь в Киеве (X в.)- был остеклен стеклом византийского происхождения. Русские мастера довольно рано освоили производство оконного стекла: его находки относятся к XI-XIII вв.Русское плоское стекло для окон выдувалось лунным способом и имело желтоватую окраску, его изготовление было тесно связано с местным производством посуды. Потребителей стекла для окон было так немного, что исследователи могут перечислить их поименно: князья Голицыны, боярин К.Нарышкин. Витражи мозаичные и расписные изредка встречались в домах русской знати. Полихромные стекла или собранные в определенный узор чуть подцвеченные пластины слюды дополняли яркую обстановку дворцовых интерьеров XVII столетия. Однако в древнерусской культуре витражи были представлены единичными экземплярами. Изготовление витражей не стало в Древней Руси народным промыслом. Производство цветного и художественного стекла в России нового времени было налажено благодаря деятельности М.В. Ломоносова. В 1751 г. Он подал рапорт в Академию наук об организации производства цветной крупной посуды, бытовых изделий и оконных цветных стекол. Достоверная информация о первых петербургских зданиях с витражами восходит к эпохе царствования императрицы Екатерины II. Первые попытки изготовления витражей в России были предприняты в середине 1820-х гг..В это время увлечение рыцарскими романами, поэзией немецких романтиков, подражание в зодчестве средневековой готике сформировали в Петербурге настоящую моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами». Достать модный товар можно было только за границей. Николай I проявлял к транспарантным - прозрачным картинам большой интерес и желал распространить их в Петербурге. В первую очередь они появились в императорских дворцах. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера,- той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появилась «патина» европейского средневековья. Стоимость витражей была невероятно высока, и мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи, но результат не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок. Императорский Стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. Сохранились всего два витража этого завода: «Ангел молитвы» и «Святое семейство». В Петербурге с 1890 г. по 1917 г. работало около 20 витражных мастерских. Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Родоначальником самой известной петербургской витражной мастерской «М.Франк и К» была фирма, основанная в 1864 г. прусским подданным купцом Максом Эрленбахом. На ее базе возникло Северное стекольно - промышленное общество, от которого в начале 1900-х гг. отделился торговый дом «Франк и К». Витраж - синтетическое произведение искусства, сочетающее конструктивные, изобразительные, декоративные, символические функции, после готики наиболее органично существует в культуре эпохи модерна. Сегодня витражное искусство в Петербурге переживает подъем. На улицах города можно увидеть образцы рекламного витража, стеклянных вывесок. На лестницах бывших доходных домов появляются подражания старым петербургским витражам, как правило, эпохи модерна. Украшают витражами общественные сооружения и храмы: как старые, так и заново построенные, в том числе и православные церкви. Конец века открывал имена новых мастеров, выросло число витражных ателье. Многие из них стремятся стать преемниками традиций петербургских витражей XIX- начала XX вв.